Человеческому обществу свойственно проявление милосердия к больному. Болезнь считается легитимной причиной, по которой человек не выполнил то, что должен был. Ну, как тут не проявить милосердие? Ведь «он же не виноват» и «с каждым ведь может случиться».
Всегда ли человек не виноват в своей болезни? Я, например, повышал себе температуру, когда очень не хотел идти в школу. А сколько маленьких детей, день — два походив в садик, «подхватывают инфекцию», которой хватает на две — три недели домашней жизни, да еще и дополнительной родительской заботы. Конечно, не надо подозревать маленького ребенка в том, что он сознательно выбирает заболеть гриппом или ветрянкой. Он просто хочет привлечь к себе (точнее к своей эмоциональной проблеме) внимание окружающих, и болезнь служит средством для достижения этой цели.
В ТаНаХе три раза встречается слово — להתחלות это глагол возвратной формы глагола « болеть». התחלה – букв. «заболел себя». Все три раза это слово встречается в истории про Амнона и Тамар ( Шмуэль II гл. 13 ). Причем, если в предложениях 5 и 6 это слово можно понимать как «притворился больным», «изображал болезнь» по совету Йонадава, то во 2–ом предложении явно речь идет о том, что он стал больным из–за своей страсти к Тамар:
…ויאהבה אמנון בן דוד. ויצר לאמנון להתחלות בעבור תמר אחתו
К странному слову להתחלות тут добавляется еще и очень многозначное слово ויצר, которое может означать и «сотворение» как и в «и сотворили ויצר Г-сподь, Б-г человека» (Бр. 2:7) и «помыслы, усмотрения» как «помыслы יצר сердца человека злые от юности его» (Бр. 8:21).
Фраза «ויצר לאמנון להתחלות , если вдуматься в слова, может быть понята как «и сотворил Амнон в себе болезнь» или «стремился Амнон заболеть» ( я думаю, читатель сможет сформулировать для себя смысл этой фразы лучше, чем это сделал я).
Мне кажется, что причиной болезни Амнона послужила не любовь (была ли здесь вообще любовь, ведь, согласно Каббале, корень любви в сфире Хесед, т.е. в желании давать, а Амнон хотел только получить) , а страх «ибо она была девственницей, и Амнону казалось трудным сделать с ней что-нибудь». Страх пойти на какой-нибудь шаг часто вызывает в человеке болезнь накануне. В конкретном случае с Амноном уж лучше болезнь, чем тот шаг, на который он пошел. Но есть много случаев, когда шаг правильный и хороший, но страх сделать его вызывает как — бы случайную болезнь, и тогда человек оправдывает себя: «Мол, хотел, но Б-г не дал. Видно, не судьба».
Приведу пример. Ко мне обратилась молодая семья на грани развода. Ввиду дальнего расстояния приходилось все беседы проводить по телефону. Эффективность такой работы, понятно, ниже. Я пригласил молодого мужа к себе домой на Шаббат. Я надеялся, что он и отдохнет, и почувствует позитивную атмосферу в семье и будет достаточно времени поработать с ним. Он знал, что его ждет нелегкая работа над собой. Он ждал этого и боялся. Я молился, чтобы он не «заболел»,но предупредить его об этом не успел, о чем и жалею. В пятницу он позвонил и слабым голосом извинился, что не приезжает по причине болезни (высокая температура, кашель и т.п.). Больше я его не слышал.
Интересно, в книге Псалмов встречаются места, когда возвратная форма глагола используется даже по отношению к отдельным органам. Так, в пс. 73 в одном предложении (21) подобное используется дважды:
«Горечью наполнялось התחמץ мое сердце, мои почки пронзились острой болью אשתונן».
Если мы верим, что тело может, помимо нашей воли, само собой заболеть, то почему бы не предположить, что подобной свободой обладают и отдельные органы тела?
Конечно, я довожу здесь до абсурда, но главный вывод: человек может сам вызвать в себе болезнь и прятаться за нее.