У большинства людей, знакомых с еврейской традицией, слово радость ассоциируется с учением рабби Нахмана из Браслава. Нисколько не преуменьшая его вклада, должен отметить, что о лечебном эффекте радости до него уже учил Гаон из Вильно. В своём комментарии на книгу Мишлей он пишет:….
Очевидно, что это высказывание ГР”А предшествовало учению рабби Нахмана, ведь Гаон покидает этот мир в 1797 году, а лишь через год после того рабби Нахман предпримет своё знаменитое путешествие в Эрец Исраэль, так сильно повлиявшее на его мировоззрение.
Но вернёмся к рабби Нахману. Главным его вкладом в учение о радости, на мой взгляд, стоит считать то, что человек иногда должен вызвать в себе радость даже искусственно. Характерной для его учения является притча про бедняка, сначала нашедшего, а потом потерявшего ценный бриллиант, но благодаря радости ставшего обладателем груза пшеницы на корабле. Притча завершается следующими словами:
Тот бриллиант не принадлежал бедняку. Доказательством является то, что он не сумел его удержать. Но пшеница действительно была его, доказательство тому – что он сумел ее удержать
В своём комментарии рав Арье Каплан подчёркивает,что бедняк получил то, что заслужил, и это лишь благодаря тому, что остался радостным. Эта радость не благодаря, а вопреки жизненным обстоятельствам. Из множества высказываний рабби Нахмана следует вывод, что радость может изменить жизнь человека, но прежде всего она меняет самого человека. Давайте посмотрим, как это может быть объяснено при помощи психосоматической цепочки.
Конечно, радость – это эмоция, а значит она подвержена влиянию мысли. Выходит, что идея рабби Нахмана по искусственному вызыванию в себе радости направлена на разрыв цепочки! Схематически это выглядит так:
Мысли, приводящие к грусти и печали — Х — Радость — Энергия — Тело
Радость, вызванная искусственно, вопреки тяжелым мыслям и порождающим их событиям, все же способна сохранить организм в здоровом состоянии.
Это не случайное открытие для рабби Нахмана. Вот цепочка, которую он выстраивает сам: созерцание реальности ввергает человека в грусть и печаль («При грусти и меланхолии человек (даже) не знает, как его зовут» (Беседы раби Нахмана, 43)); это, в свою очередь, вызывает чувство нехватки удовольствий, что толкает человека на поиск удовольствия любой ценой и даже на преступление. Радость восполняет недостаток удовольствия, а значит, последующие звенья переворачиваются на позитив. Согласно этой логике рабби Нахманом был разработан его знаменитый Тикун Клали, 10 псалмов которого усиливают в человеке 10 видов радости.
Отдельного внимания заслуживает соматопсихика радости в учении рабби Нахмана из Браслава. Много раз он повторяет своим хасидам, что «мясо и вино», танцы, напевание мелодий (ניגונים) и т. п. способны пробудить в человеке радость, другими словами, изменение физического и энергетического уровней приводят к изменению эмоционального состояния человека. Но это еще не всё: рабби Нахман многократно подчёркивал, что радость влияет на דעת. Приведу лишь несколько подобных высказываний:
על-ידי רנה של שמחה תהיה בר-דעת
(ספר המידות, דעת ל»ב)על-ידי שמחה תפיסת המח נתגדל
(שם, שמחה כ»א)על-ידי שמחה נתגלה כבודו של אדם, גם יזכה לדעת
(שם, כ»ז)
А это уже влияние эмоций на мысли человека.
Нелишне напомнить, что не только на уровне эмоций можно остановить разрушительное влияние на организм отдельных мыслей, но даже и на уровне энергии. Подтверждением этому служат множественные случаи излечения от болезней с помощью экстрасенсорики или методов восточной медицины.