Супружеские программы евреев, христианских и мусульманских народов
Согласно еврейской традиции Ишмаэль является прародителем исламской цивилизации, а Эсав – христианско-европейской. Евреи называются потомками Яакова, а Ицхак, будучи отцом Эсава и Яакова, послужил причиной схожести идеалов семьи у европейцев и евреев.
Рассмотрим персонажей Торы в порядке их рождения.
Первый ребенок у Авраама был Ишмаэль, которого родила Агарь. Какие отношения между родителями видел маленький Ишмаэль и в каком виде они дошли до наших дней?
Супружеская программа мусульманских народов
אבות (авот, букв. отцы) | בנים (баним, букв. сыновья) |
---|---|
1. Авраам – хозяин, Агарь — наложница | 1. Муж – хозяин. Отношения по типу Бааль и Иша |
2. Сара дала ее Аврааму | 2. Старшая жена — хозяйка |
3. В Торе нет диалогов ни Авраама с Агарью, ни Сары с Агарью. Она воспринимается не как субъект, а как объект. Ее мнение и желание не учитывается. Имя жены Ишмаэля в Торе не приводится ввиду малозначительности. | 3. Жена не личность |
4. Родила сына – поднялась самооценка | 4. Ценность жены измеряется пользой от нее |
5. Муж выгнал, потом общался с сыном, может и ее навещал | 5. Разведенная не имеет больших шансов на семью с другим мужчиной |
Супружеская программа Ицхака, праотца европейцев (на уровне идеи) и евреев (на уровне идеи и генетики)
Общее в супружеских программах христианских народов и евреев
אבות | בנים |
---|---|
1. Авраам и Сара, любовь | 1. Отношения по типу Иш и Иша |
2. Он занимается мужчинами, она — женщинами | 2. Соратники |
3. Египет и Грар: она не предала его, не воспользовалась случаем стать женой фараона или царя. Он не пытается иметь детей от другой женщины | 3. Преданны друг другу |
4. Она дает ему Агарь для исполнения пророчества о потомстве Авраама, он дает ей власть над возгордившейся служанкой | 4. Каждый чувствителен к личной боли другого |
5. Вместе захоронены в пещере Махпела | 5. Навеки вместе |
Как идеал семьи это сохраняется в воображении европейцев, но, как мы сейчас увидим, Эсав вносит свои изменения в семейную программу.
Отличительные черты супружеской программы христианских народов
אבות | בנים |
---|---|
1. Когда Эсаву исполнилось 40 лет, он женился на Йеhудит и Босмат | 1. Женятся обычно в том же возрасте, что и родители, но на ком хотят. Не учитывается мнение родителей. Не важна национальность жены |
2. У Ицхака была одна жена, у Эсава — три | 2. Поиск различного опыта в отношениях, но не поиск чистоты |
3. Ицхак ввел Ривку в шатер Сары…и полюбил. Про Эсава не сказано «полюбил» | 3. О любви много говорят, но обычно удается построить более грубые отношения |
4. Увидел, что кнаанейки расстраивают отца. Взял Махалат, дочь Ишмаэля | 4. Жены с разными семейными программами, но не с такой, как у родителей |
Яаков стремиться сохранить супружескую программу родителей, но реальность вносит свои коррективы.
Отличительные черты супружеской программы евреев
1. Ицхак и Ривка любили друг друга. У Ицхака не было другой женщины. Яаков думал только о Рахели, получил еще троих. | 1. Мечты о чистой любви сталкиваются с реальностью, но любовь в жизни все же присутствует |
2. Отец – голова, мать – шея ( в смысле, что голова видит, куда шея поворачивает ) . Яаков наследует поведение Ривки ( Бр., 27:41-28:3 ; Бр., 31:1-16 ) , он помогает женам прийти к тому решению, которое у него уже есть | 2. Неконфликтность, но целеустремленность еврейского мужа |
3. Стеснительность: Авраам только перед Египтом обращает внимание на красоту Сары, Ицхак стесняется спросить отца напрямую по дороге на Акеду, Яаков стесняется проверить невесту | 3. Стеснительность – характерная еврейская черта |
Как мы видим, есть некоторые черты, которые дошли до наших дней. Есть еще один важный момент: Ицхак не только проговаривает Яакову возможность поддержания супружеской программы родителей, но и ставит наследование благословения Авраама и земли Израиля в зависимость от нее:
«И призвал Ицхак Яакова, и благословил его, и заповедал ему, сказав ему: не бери жены из дочерей Кнаанских. Встань, пойди в Падан-Арам, в дом Бетуэля, отца матери своей, и возьми себе оттуда жену из дочерей Лавана, брата матери твоей; и Б-г Всемогущий да благословит тебя и да размножит тебя, и да будет от тебя множество народов; И да даст тебе длагословение Авраама, тебе и потомству твоему с тобой, чтобы тебе наследовать землю пребывания твоего, которую Б-г дал Аврааму»
( Бр. 28:1-4 )