Топ-100 Родительские программы евреев, христианских и мусульманских народов - Израильский институт психосоматики

Родительские программы евреев, христианских и мусульманских народов

Комментариев к записи Родительские программы евреев, христианских и мусульманских народов нет

Поделиться в социальных сетях

Как мы уже говорили выше, родительская программа – это повторение на воспитываемых тобой детях отношения, полученного в детстве от воспитавших тебя родителей. Очевидно, что «воспитавших» не всегда совпадает с «родивших», так как наследование семейных программ относится к приобретенным навыкам, а не к врожденным. Правильность этого легко заметить, наблюдая и за конкретными семьями и за целыми народами, принявшими христианство и ислам, и соответственно унаследовавшими родительские программы от Эсава и Ишмаэля соответственно.

Как и раньше, начнем с Ишмаэля.

Родительская программа мусульманских народов
אבות בנים
1. Аврааму Б-г сказал, — и он без объяснений отправляет из дому Агарь с Ишмаэлем (Бр. 21:11-14) , полагаясь на слово Б-га, что этот сын тоже станет прародителем народа 1. Мужчина идет за духовным авторитетом. Вера выше ответственности отца за судьбу ребенка
2. Мать оставила умирать (Бр. 21:15-16) , не умерла от горя, не бегала по пустыне в поисках спасения, не вскрыла себе вены, чтобы напоить сына своей кровью 2. Женщины плачут на расстоянии, принимают судьбу ребенка как должное, не принимают героических усилий ради его спасения
3. Агарь взяла ему жену из Египта 3. Мама научит жену знать свое место
4. Ишмаэль сопровождает Авраама и Ицхака на Акеду (РаШИ на Бр. 22:3), хоронили Авраама Ицхак и Ишмаэль (Бр. 25:9) 4. Сын наложницы, повзрослев, знает свое место

Родительская программа Ицхака складывалась из следующего:

Общее в родительских программах христианских народов и евреев
אבות בנים
Сара умирает от мысли об Акеде (Языком мидраша это звучит так: Сатан показал Саре лежащего на жертвеннике связанного Ицхака и Авраама с занесенным над ним ножом); Авраам подписывает мирный договор с Авимелехом, отказываясь от части земли, обещанной Б-гом только ради спокойной жизни Ицхака (см. комм. РаШБА). Этим Авраам показывает, что жизнь Ицхака ему дороже всего и потому Б-г его испытывает именно на готовность принести Ицхака в жертву 1. Ребенок – самое ценное, что есть в жизни родителей
2. Ицхак осознанно идет на Акеду с Авраамом (Бр. 22:7-8) 2. Полное доверие родителям. Родители никогда не предадут.
3. После смерти Сары навещает Агарь, (Брешит Раба, 60; РаШИ на Бр. 24:62) 3. Чувство родства
4. Авраам посылает взять Ривку в жены для Ицхака 4. Жизненная мудрость отца помогает сыну в достижении семейного счастья

Как мы видим, у современных евреев и христиан можно наблюдать общие черты, характерные для родительской программы Ицхака, и резкое отличие от программы Ишмаэля. А сейчас увидим, как судьба Эсава внесет еще некоторые характерные черты в программу его потомков.

Отличительные черты родительской программы христианских народов
אבות בנים
1. Эсав охотник, драчун и воин, сын Ицхака, добровольно возложенного на жертвенник 1. Воинственные народы Европы выбрали религию поклонения жертвенности и непорочности
2. Когда Ицхак с семьей спускается в Грар во время голода (Бр. 26), Эсаву не меньше 15 лет. Он видит слабость отца перед царем и жителями Грара 2. Сознательный выбор быть сильным. Силе уделяется большое значение
3. Ицхак любил есть добычу Эсава и благоволил ему. Эсав одевал лучшие одежды, обслуживая отца 3. Отец гордится достижениями сына. Сын чувствует поддержку отца. Важность почитания родителей
4. Ривка помогает Яакову и лишает Эсава отцовского благословения 4. Отношение к женщине как к источнику греха и интриг

Да, с ослаблением позиций христианства в среде европейских народов некоторые характерные черты родительской программы Эсава ослабли (что-то к лучшему, а что-то – нет) , но все еще хорошо просматриваются. Даже если отношение к женщине в XX веке значительно улучшилось, в сокровищницу мирового (а точнее европейского) искусства навсегда вошли из всех сюжетов ТаНаХа именно сцены Самсона и Далилы, Яэль и Сисры, Йосефа и жены Потифара.

Теперь рассмотрим родительскую программу Яакова.

Отличительные черты родительской программы евреев
אבות בנים
1. Дедушка (Авраам умирает, когда Эсаву и Яакову по 15 лет) – патриарх, отец – святой, мать – деловая женщина 1. Зхут авот[1] – важный элемент самоощущения
2. Ривка проявляла больше любви и заботы к Яакову, чем к Эсаву. 2. Эмоциональная близость с мамой, особенно в детстве. «Маменькин сыночек»
3. Яаков видит, что отец любит добычу Эсава, но пытается завоевать любовь Ицхака праведностью. 3. Дети – ангелочки, родители боятся за их неспособность выжить в жестоком мире
4. Ицхак и Ривка посылают Яакова в Падан-Арам жениться ( Бр. 27:46-28:5 ) 4. Родители говорят, что пора жениться и надеются на продолжение рода

Как мы видим, на уровне Эсава и Яакова родительские программы начинают сильно разниться .

Я понимаю, что затронув семейные программы евреев, христиан и мусульман, провоцирую обвинения в предвзятости, а может даже во враждебности к другим религиям. Б-г свидетель того, что мною двигал лишь поиск Истины, а Истина не всегда выглядит политкорректно. Семейные программы работают и рассмотрение их на праотцах трех религий помогает увидеть, насколько они живучи. Эти модели помогают лучше понять себя и более осознанно строить свое счастье.


[1] זכות אבות– букв. заслуги отцов, термин, означающий благоволение Вс-вышнего к потомкам за заслуги их предков.

  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  
  •  

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Loading...

Израильский институт психосоматики